David Goliafsky (amigofriend) wrote,
David Goliafsky
amigofriend

Categories:
  • Mood:

Вот, хорошую статью нарыл


Сигизмунд Фрейдкин. "Слонёнок" Киплинга как притча об инициации.

Долгое время я не придавал большого значения сказкам Киплинга из "Книги Джунглей", хотя и знал, что все писания Редьярда основаны на серьёзных антропологических сведениях о быте народов Африки и Индии. Однако недавно, изучая обряды одного из бушменских племён, я наткнулся на описание их церемонии инициации. Выяснилось, что в ходе этого обряда тринадцатилетние мальчики танцуют ритуальные танцы в масках слонов. Причём в начале церемонии используются маски слонят без хобота, а к завершению обряда инициируемые заменяют их на маски взрослых слонов с хоботами нормальных размеров. Тут же мне стало ясно, что именно вдохновило Киплинга на написание сказки "Слонёнок".

Все помнят, что сказка начинается с обращения к мальчику:
"Это только теперь, милый мой мальчик, у Слона есть хобот. А прежде, давно, давно, никакого хобота не было у Слона. Был только нос, вроде как лепёшка, чёрненький и величиною с башмак. Этот нос болтался во все стороны, но всё же никуда не годился..."
Слонёнок, герой сказки, предстаёт перед нами маленьким мальчиком с носом, который болтается во все стороны, но всё же никуда не годится. Однако, природные силы уже определённо зреют в молодом слонёнке. Он ощущает эти силы как "любопытство" и "пристаёт" к своим "родственникам" (пока что только с вопросами). Очевидно, что слонёнок внутренне готов к предопределённым природой изменениям, хотя общество ещё не готово принять его как полноправного члена: пока что ему достаются одни тумаки.
Чтобы стать полноправным членом общества, слонёнку необходимо испытание, своеобразный "квест". Этим квестом для героя становится поиск ответа на вопрос "что крокодил кушает за обедом".
Любой исследователь, даже не знакомый с трудами Учителя, способен понять без труда, символом каких именно половых органов является разверстая пасть крокодила. Нужно только подчеркнуть, что на этом этапе органы противоположного пола наделены сублимированными представлениями об их физиологической сути (крокодил "кушает на обед") и элементами опасности (зубастая пасть).

Как мы помним, придя к обиталищу крокодила на реке Лимпопо, слонёнок прежде всего встречается с Двуцветным Питоном, Скалистым Змеем, который на протяжении всего (как мы увидим) обряда инициации помогает слонёнку советом. Что это, как не символ просыпающегося либидо, что свернувшись кольцами как змей-кундалини, дремлет до поры до времени, готовое распрямиться и стрелой выпрыгнуть из засады в тот момент, когда мальчик становится мужчиной! Отдельно стоит обратить внимание на "двуцветность" питона, явный намёк на дихотомию инь-ян, на присутствие в либидо мужского и женского начал.

Итак, мужающий мальчик-слонёнок, руководимый пробуждающимся либидо, приходит на встречу с крокодиловой пастью, в ходе которой его "никуда не годный нос" превращается в полноценный хобот. Где ещё в мировой литературе можно найти более яркий символ, более точное определение? Вспомним также, как после инициации питон-либидо объясняет слонёнку, что тот может сделать, пользуясь своим преображённым органом. Киплинг мастерски показывает, как сама природа с радостью принимает возмужавшего слонёнка в своё лоно, ибо предопределённое ей же превращение свершилось.

Одним словом, слонёнок возвращается в своё племя уже не мальчиком, но взрослым половозрелым слоном. Заканчивается притча описанием того, как возмужавший слон "отколотил всех своих милых родственников". Исходя из вышесказанного, очевидно, что не отколотил он их. Ой, не отколотил!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments